heilgard (heilgard) wrote,
heilgard
heilgard

Category:

Кризис патриархата и альтернативный феминистский выход из него

Это тезисы лекции Ольгерты Харитоновой, прочитанной 26 декабря 2012 г. в Центре независимых социологических исследований в г. Санкт-Петербурге. Аудио и видео выступления здесь http://video.yandex.ru/users/olgerta-x/view/9/

http://video.yandex.ru/users/olgerta-x/view/11/

Кризис патриархата и альтернативный феминистский выход из него

Проблему отчуждения начали рассматривать еще философы Просвещения, они говорили в основном об отчуждении прав. Ж.-Ж. Руссо рассматривал отчуждение от природы.

В философии В.Ф. Гегеля концепции отчуждения приобрела завершенные формы. Он писал и об объективации человеческого духа, вынесении его вовне, выходе духа в свое Ино-бытие, и об овещнении, об объективации человеческих сил в вещи, которая становится бытием-для-других.

К. Маркс развивал концепцию отчужденного труда. Только через опредмечивание «Я» человек выносит себя в стихию всеобщности. Но при капитализме труд отчужден от человека и в результате получается общество отчуждения, когда отчужден и труд, и богатство, и социальные структуры.

Суть отчуждения – оборачивание объекта субъектом. Например, государство появляется как оформившийся общий интерес. Общий интерес – это субъект (носитель действия, желания, интенции). Он воплощается в такой внешней ему структуре как государственный механизм. Самостоятельность государства возвеличивается и об общем интересе забывается. Бюрократический аппарат начинает работать на себя, противопоставляя себя человеку – субъекту. Таким образом, объекты, созданные субъектом-человеком, начинают вести себя как самоценные субъекты и работать не на своего создателя, а против него.



Отчуждение – создание мира овеществленной духовности. Но при объективации духа выстраивается отчужденный, безжизненные мир, убивающий человека, так как в основе его лежит страх… страх перед жизнью, выливающийся в страх смерти. В результате овеществления безличной, умерщвляющей все рациональности человек получает мертвый мир вещей, предметов, техники и овещненные, бездушные, гибельные отношения между людьми – человек теряет себя.

Но объективация необходимый этап развития человека и человечества. Сознание как свойство высокоорганизованной материи проявляется лишь при взаимодействии с внешним миром. При взаимодействии с ним человек невольно выходит из себя, объективируя себя в слове, деле, вещи. Это этап обособления, выделения, самопознания. Однако в мире патриархата объективация оборачивается отчуждением.

Эрих Фромм назвал современное общество «больным» – мы больны отчуждением. Мы подменяем свое трансцендирующее «Я» обладанием предметами культуры… и вещи завладевают нами. Мы становимся рабами вещей, социальных институтов, прагматичных отношений. Объект-вещь – нечто самотождественное, без потенции, без развития. Вещи лишаются человеческой цели, они десимволизируются, десубъективируются, становятся средствами, техникой, инструментами.

Но еще И. Кант говорил, что человек есть цель, а никак не средство! Маркс же пишет, что происходит субъективирование вещей и овеществление субъектов. Социальные структуры наделяются силой и властью. Происходит бунт вещей против создателя-человека.

В итоге патриархат приходит к кризису. В чем это выражается?:
- в повсеместном отчуждении;
- в обществе потребления, где деньги – квинтэссенция отчуждения – правят миром, где всё завязано на собственничестве;
- в нарастании экологических проблем;
- в царстве das Man (по М. Хайдеггеру), в царстве усредненного, обесчеловеченного, заданного по всем параметрам человека, где происходит кризис личности, аномия, утрата «Я», атомизация, где царят субъектно-объектные отношения;
- в тотальной рационализации, рассудочности, которой свойственны тиражируемость, количественные измерения, механизация, подмена живого мертвыми цифрами;
- в выполнении обществом репрессивных функций, когда оно работает на основе принципа господства и осуществляет насилие и по отношению к природе, и по отношению к человеку, когда воля к власти отчуждается от личности и подавляет ее саму;
- в возрастании человеческой «свободы от», когда происходит нарастание возможностей, вариантов действий, но сошла на нет «свобода для», случилось разбожествление мира, забвение «лица».

Фаллогоцентрическая цивилизация, выстроенная на принципах патриархата претерпевает в своем развитии кризис. Необходимо менять парадигму, иначе человечество убьет само себя. Человек – это эволюция, осознавшая саму себя (Джулиан Хаксли) и получившая свободу. Раз осознающая, значит, наделяющая смыслом, ценностью.

Ценность – это важность, значимость чего-либо для человека, оценка конкретных свойств того, в чем человек заинтересован или испытывает потребность. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности можно разделить на уровни: высшие ценности – метаценности, относящиеся к основам человеческого бытия (Добро, Истина, Красота, Благо и т.п.) и ниже по значимости – средства достижения этих целей (инструментальные ценности), промежуточные цели, частные цели отдельных людей.

До сих пор в основе развития человеческого общества лежали так называемые «мужские» ценности. Патриархат – общество, построенное на таких ценностях (архе – основа, источник, база, патер – отец). Ему на смену должно прийти общество, построенное на так называемых «женских» ценностях – матриархат.

Для того чтобы избежать однозначной привязки «мужского» и «женского» к конкретным биологическим мужчинам и женщинам, я ввожу такие понятия как андракси (aner, родительный падеж andrys– мужчина, человек и axia – ценность) и гинакси (gynе – женщина и axia – ценность). В основе развития патриархата или фаллогоцентрической цивилизации лежат андракси, в основу развития матриархата должны быть положены гинакси, которые также вырабатывались внутри патриархата как альтернативные ценности. Они вызревали как общезначимые в результате женского опыта, внутри женского мира, мира Женщины.

Можно выделить несколько пар противоположностей из андракси и гинакси.

Андракси: единица, индивидуальность;
Гинакси: множественность, многообразие, совместность, коммуникация.

А: вертикаль, иерархия;
Г: горизонталь, структура, гетерархия – система, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами организации.

А: власть, властные отношения, пронизывающие все общество (по М. Фуко);
Г: равноценность, беспристрастность.

А: культура насилия (насилие – это превосходящие силы, направленные на унижение другого);
Г: сила, направленная на поддержание, созидание.

А: овладение, обладание, собственность, иметь, а не быть;
Г: быть, а не иметь.

А: субъектно-объектные отношения;
Г: субъектно-субъектные, отношения глаза-в-глаза.

А: отчужденный мир под знаком Танатоса;
Г: мир, дарующий жизнь, под знаком Эроса.

А: «отцовская» любовь;
Г: «материнская» любовь.

А: рациональность, рассудочность, количественные анализы;
Г: эмоциональный интеллект, разум.

А: жесткий, тотальный, убивающий живое порядок;
Г: хаос животворящий, где всё возможно.

Только переход человечества к развитию на основе гинакси может спасти его, и задача феминизма проявлять такие ценности и постепенно подготовить общество к смене парадигмы. Впереди матриархат.

Tags: феминизм
Subscribe

  • Словарь мудака (окончание)

    П Педоистерия – негативная реакция общества на желание мудака насиловать детей. Пендаль волшебный –…

  • Словарь мудака

    В прошлом году развернулся телочкогейт, по итогам которого выяснилось, что многие вроде бы неглупые женщины не видят ничего дурного, когда их…

  • Мой йольский дух

    shuwany & spirits-house Другие тесты и гадания от Шувани

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments